Сайт о науке

Современная естественнонаучная картина мира


Концепции Современного Естествознания (КСЕ)



Темы занятий (группы М-14):




  • Лекция 1. Что такое наука? Определение науки. Черты, функции науки. Дифференциация и интеграция наук. Определение естествознания. Проблема двух культур. Лекция 1 (pdf)(скачать)

    • Литература:
      1. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания, Тема 1.
      2. Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания: учебное пособие, с.17–27
      3. Чарльз Сноу "Диалог культур и научная революция" читать
      4. Фролов И. Т. "Введение в философию" Глава X. «Наука». 6. Этика науки. читать
      5. Богатов В. В. "Этика в научной деятельности". (pdf)
    • Контрольные вопросы к лекции 1:
      1. Что такое "наука"? Какие функции науки вы можете назвать?
      2. Что такое дифференциация и интеграция наук?
      3. Приведите примеры дифференциации и интеграции в естественных, гуманитарных и общественных науках.
      4. Что такое «проблема двух культур»? К каким последствиям приводит проблема «двух культур»?
      5. Какие два круга проблем изучает этика науки?

 

  • Лекция 2. Структура естественнонаучной методологии. Научный метод. Наука и религия. Псевдонаука.  Лекция 2 (pdf)(скачать)

    • Литература:
      1. Джонатан Смит. Псевдонаука и паранормальные явления: критический анализ (скачать djvu)
      2. Соколов А.Б. "15 признаков псевдо-науки в статье, книге, телепередаче, веб-сайте". читать
      3. Савинов С.Н. "Методология лженаук" читать
      4. Владимир Сурдин "Почему астрология - лженаука?" читать
      5. Илья Смирнов "Право на разум." читать
    • Видео:
      1. Соколов А.Б. Как отличить научную книгу от лженаучной?

    • Контрольные вопросы к лекции 2:
      1. Что такое "Бритва Оккама"?
      2. Как происходит научное исследование?
      3. Какие научные методы вы можете назвать?
      4. Перечислите основные критерии научности.
      5. Что такое "принцип верифицируемости" и "принцип фальсифицируемости" научного знания.
      6. В чем суть различия науки и религии? В каком случае между ними может возникать конфликт, а в каком – они способны сосуществовать вместе?
      7. Каковы причины популярности псевдонауки и паранормальных явлений в обществе?
      8. Каковы характерные признаки и отличительные особенности псевдонауки?
      9. Какие псевдонаучные концепции и теории вы можете назвать?

 

  • Лекция 3. История развития естествознания (часть 1). Античность. Средневековье. Классическая наука.  Лекция 3 часть 1 (pdf)(скачать)
    История развития естествознания (часть 2). От классической науки к современности.  Лекция 3 часть 2 (pdf)(скачать)

    • Литература:
      1. Айзек Азимов. Путеводитель по науке: От египетских пирамид до космических станций. (на rutracker.org) 
      2. Бертран Рассел. История западной философии. читать  скачать (fb2)
      3. С. Г. Гиндикин. Рассказы о физиках и математиках. читать (pdf)
      4. Ричард Фейнман. Характер физических законов. читать
    • Контрольные вопросы к лекции 3:
      1. Почему наука в современном понимании этого термина не сформировалась в культурах Древнего мира (Египет, Вавилон, Древний Китай)?
      2. Какие причины не позволили учениям Античности стать наукой в современном понимании этого термина?
      3. Какие причины не позволили средневековым научным знаниям стать наукой в современном понимании этого термина?
      4. Сформулируйте законы Ньютона.
      5. На чем базировалась научная методология Г. Галилея?
      6. Назовите особенности классической науки (механистической картины мира).
      7. Назовите отличительные особенности науки средневековья.
      8. Опишите самые известные научные программы Античности.
      9. Что означает термин "Вселенная - гигантский заведенный часовой механизм"?

 

  • Лекция 4. Фундаментальные принципы и концепции современного естествознания.   Лекция 4 (pdf)(скачать)

    • Литература:
      1. Илья Щуров Что такое четырехмерное пространство («4D»)? читать
      2. Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания.
      3. Айзек Азимов. Путеводитель по науке: от египетских пирамид до космических станций.
      4. Ричард Фейнман. Характер физических законов. читать
      5. Дэвид Боданис. E=mc2. Биография самого знаменитого уравнения в мире. (скачать pdf)
      6. Мартин Гарднер. Теория относительности для миллионов. (скачать djvu)
      7. Стивен Хокинг, Леонард Млодинов. Кратчайшая история времени. (doc) (pdf)
      8. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация
      9. Джеймс Глейк. Хаос. Создание новой науки (djvu) (doc)
      10. Джеймс Трейфил. 200 законов мироздания.
    • Видео:
      1. Эффекты теории относительности. (образовательный короткометражный фильм).

      2. Энтропия в термодинамике.

 

  • Лекция 5. Системная организация материи во Вселенной. Структура микро- и макромира   Лекция 5 (pdf)

    • Литература:
      1. Ричард Фейнман. Характер физических законов. читать
      2. Радиоактивность вокруг нас. Кто открыл дверь в ядерный век?. читать
      3. Религия молекул. («Химия и жизнь» №1, 2012) читать
      4. Радиоактивность внутри нас. («Химия и жизнь» №7, 2009) читать
    • Видео:
      1. Удивительный мир внутри атомного ядра. Просто и доступно объясняется, как устроены атомы, какие экзотические процессы протекают внутри атомных ядер, для чего на самом деле нужен Большой Адронный Коллайдер. Рассказывает И.М. Иванов, к.ф-м.н, сотрудник группы «Фундаментальные взаимодействия в физике и астрофизике» в Льежском университете (научно-популярная лекция).

 

  • Лекция 6. Структура мегамира. Развитие представлений о космосе.   Лекция 6 (pdf)(скачать)

    • Литература:
      1. Стивен П. Маран. Астрономия для чайников (скачать djvu)
      2. Саймон и Жаклин Миттон. Астрономия. Оксфордская библиотека (скачать djvu)
      3. Все о планетах и созвездиях. Атлас-справочник (скачать djvu)
      4. Джим Брейтот. 101 ключевая идея: Астрономия (скачать pdf)
      5. Айзек Азимов. Земля и космос. От реальности к гипотезе (скачать djvu)
      6. Айзек Азимов. Царство Солнца. От Птолемея до Эйнштейна (скачать djvu)
      7. Карл Саган. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации (скачать djvu)
      8. В.Г. Сурдин, С.А. Ламзин. Протозвезды. Где и из чего формируются звезды. (читать)
    • Видео:
      1. Путешествие на край Вселенной / Journey to the Edge of the Universe (2008, США). "Это путешествие увлекает нас к истокам зарождения жизни, Столпам Мироздания, давая возможность заглянуть далеко за облака космической пыли, туда, где рождаются огромные звезды, даря Вселенной свой свет, а может быть и жизнь." (научно-популярный фильм)

      2. Наша галактика: Взгляд изнутри. Астрофизик Анатолий Засов рассказывает об основных составляющих нашей галактики, межзвездной среде и шаровых скоплениях. (научно-популярная лекция)

      3. Столкновение Галактик. Рассказ о грандиозных космических явлениях. О галактиках и столкновении галактик. (научно-популярный фильм)

      4. Маленькие галактики. По какому принципу нужно оценивать массу, размер и светимость карликовых галактик? Что происходит на больших красных смещениях? Почему одни галактики вырастают до гигантских размеров, а другие остаются карликами? Астроном Дмитрий Вибе о вращении галактик, спиральных туманностях и островных вселенных. (научно-популярная лекция)

      5. Discovery: Как устроена Вселенная: Большой взрыв. Эпизод 1. Большой взрыв / Big Bang Миллиарды и миллиарды галактик. всего этого не существовало. Вселенная такая огромная, что мы не можем даже представить, что означают эти цифры. Но 14 миллиардов лет назад этого не существовало. До Большого взрыва. Большой взрыв - это источник пространства и времени. Мы совершим путешествие в пространстве и времени. С момента начала до конца самой Вселенной. (документальный фильм)

      6. Discovery: Как устроена Вселенная: Галактики. Серия 3. Галактики (Alien Galaxies). Познакомьтесь с эволюцией галактик от облаков холодного газа, витавшего в вакууме 13 миллиардов лет назад, до великолепных спиралей, за которыми можно наблюдать ночью.

      7. Discovery: Как устроена Вселенная: Черные дыры. Черные дыры - самые мощные машины уничтожения во Вселенной и самая большая ее загадка. Современная астрономия доказывает, что они могут влиять на все, что мы видим. Это настоящие монстры. Мы их не видим, но мы знаем об их существовании. Нет ничего больше, сильнее и страшнее черной дыры. Они поглощают планеты и звезды, все что находиться рядом. Черные дыры - постоянная головная боль физиков, потому что они нарушают все правила.

      8. Discovery: Как устроена Вселенная: Сверхновые звезды. Жизнь возникла в результате невероятно обширных взрывов сверхновых звезд, которые разбросали по Вселенной элементы из центра звезд. Что они могут рассказать о нашем прошлом? Это взорвавшиеся звезды. Их называют сверхновыми. Сверхновая - это величайший катаклизм в истории Вселенной. Сверхновые бывают разных размеров и типов. Все они настолько яркие, что их видно на другом конце Вселенной. Это невероятно мощные звёзды смерти. Но и этот жуткий конец звезды, также является и началом всего, что мы видим вокруг нас.

      9. Как создавалась планета Земля. История о том, как возникла наша планета, о том, как выглядела молодость Земли. . (научно-популярный фильм)


 

  • Лекция 7. Концепции происхождения жизни. Эволюция жизни. Основные этапы биохимической эволюции.  Лекция 7 (pdf)(скачать)

    • Видео:
      1. TED.com: Дэвид Кристиан: "История нашего мира за 18 минут". В захватывающем 18-минутном выступлении на фоне великолепных иллюстраций Дэвид Кристиан излагает всю историю Вселенной от Большого Взрыва до Интернета. Эта «долгая история» — взгляд на многозначность, сложные системы, происхождение жизни и человечества, в сравнении с нашим скромным присутствием в хронологии вселенной.
      2. Поиски жизни на близких и далеких планетах. Какие условия необходимы для возникновения жизни на планетах? Что будет с Землей через несколько миллиардов лет? Почему так важно исследовать астероиды, которые приземлились в Антарктиде? На эти и другие вопросы ответил Владимир Сурдин. (научно-популярная лекция)
      3. Postnauka. Микробы докембрия.

 


  • Лекция 9. Структура биосферы. Происхождение и эволюция человека. Гены человечности.  Лекция 9 (pdf)

    • Видео:
      1. ACADEMIA. Александр Марков "Ген человечности" (1-я лекция). Как генетика помогает изучать древнюю историю человечества. Быстро развивающиеся методы изучения геномов в последние годы открыли перед учеными новые удивительные возможности в области изучения древней истории человека и его предков. Сравнение геномов человека и других приматов позволяет выявлять "гены человечности" - те гены, изменения которых сделали нас людьми. Проект "ACADEMIA" канала "Культура". Выпуск от 17.09.2013.
      2. ACADEMIA. Александр Марков "Ген человечности" (2-я лекция). Психогенетика: как гены влияют на наше поведение. Анализ генетической изменчивости современного человечества позволяет реконструировать древнейшие периоды истории нашего вида, восстанавливать пути древних миграций. На наших глазах родилась новая наука - палеогенетика, позволяющая понять, чем мы отличаемся от наших ближайших вымерших родственников - неандертальцев и денисовцев. Проект "ACADEMIA" канала "Культура". Выпуск от 18.09.2013.
      3. postnauka.ru: Постнеолитическое питание. Каковы самые ранние составляющие человеческой культуры питания? Как повлияло на человеческую физиологию введение в рацион молока? Почему исследования питания людей важны для понимания исторических процессов? Об этом рассказывает доктор исторических наук Мария Добровольская. ( Постнеолитическое питание (текстовая версия))
      4. TED.com: Харви Файнберг: Готовы ли вы к неоэволюции? Специалист по этике медицины Харви Файнберг показывает нам три пути развития постоянно эволюционирующего человеческого вида: 1) прекратить эволюционировать полностью, 2) эволюционировать естественно или 3) контролировать следующие этапы нашей эволюции, используя генетические модификации, чтобы сделать нас умнее, быстрее, лучше. Неоэволюция вполне возможна. Как мы поступим с этой возможностью?

 

  • Лекция 10. Цивилизация и научно-технический прогресс. Основные этапы развития человеческой цивилизации.  Лекция 10 (pdf)

     

    • Практическое занятие 1. Семинар "Этика науки. Ключевые вопросы биоэтики" 

      • Темы сообщений:
        1. Этика науки. Внутренняя и внешняя этика науки.
        2. Биоэтика. Этические, социальные и естественнонаучные аспекты проблемы абортов.
        3. Биоэтика. Что такое «эвтаназия»? Аргументы «за» и аргументы «против». Положение дел в нашей стране на текущий момент.
      • Литература:
        1. Фролов И. Т. "Введение в философию" Глава X. «Наука». 6. Этика науки. @-учебник
        2. Богатов В. В. "Этика в научной деятельности". (pdf)
      • Контрольные вопросы:
        1. Какие два круга проблем изучает этика науки?
        2. Что такое "биоэтика"?
        3. Какие проблемы биоэтики вы можете назвать?

     

    • Практическое занятие 2. Семинар "Наука и общество. Наука и ненаука." 

      • Темы сообщений:
        1. Бритва Оккама и другие методологические принципы современных философии и науки ("Бритва Хэнлона", "Ad hominem", "Доказательство от незнания", "Парадокс лжеца")
        2. Наука и религия. Конфликты и возможное сосуществование
        3. Фундаментальная наука и рынок.
        4. Наука и псевдонаука. Проблема демаркации.
      • Литература:
        1. Джонатан Смит. Псевдонаука и паранормальные явления: критический анализ
        2. Соколов А.Б. "15 признаков псевдо-науки в статье, книге, телепередаче, веб-сайте". читать
        3. Савинов С.Н. "Методология лженаук" читать
        4. Владимир Сурдин "Почему астрология - лженаука?" читать
        5. Илья Смирнов "Право на разум." читать
      • Контрольные вопросы:
        1. В чем суть различия науки и религии? В каком случае между ними может возникать конфликт, а в каком – они способны сосуществовать вместе?
        2. Исходя из высокой стоимости научных исследований, как должна развиваться наука, на ваш взгляд?
        3. Каковы характерные признаки псевдонауки?
        4. Каковы причины популярности псевдонауки и паранормальных явлений в обществе?
        5. Какие псевдонаучные концепции и теории вы можете назвать?
      • Дополнительные материалы:
        1. Тест на логику (перейти).
        2. .

     


    Если вы заметили ошибки, глюки и опечатки на сайте, пожалуйста, напишите мне на почту: podymovl@narod.ru. Буду очень благодарен.

литература:

Рекомендуемая литература для подготовки к семинарским, практическим и лекционным занятиям

документы:

Тест на сформированность естественнонаучной картины мира:

diagnostika.doc


Темы и требования к оформлению рефератов и дополнительных заданий (группы М-13):

ref_KSE_M-13.doc



Список книг для альтернативного задания "Рецензия на научно-популярную книгу" (с краткой аннотацией):

sci-books.docx (файл 4МБ)