Сайт о науке

Вопросы к коллоквиуму №1

по дисциплине «Современная естественнонаучная картина мира»

Тема «Научный метод и развитие естественнонаучных концепций»

Билет по коллоквиуму формируется из двух вопросов с полным ответом и трех вопросов с кратким ответом. Сумма баллов за полный ответ составляет 10 баллов, что соответствует оценке «пять». При ответе на любой вопрос приветствуется подробный и полный ответ. За задолженности по предмету, пропуски занятий и прочие проступки могут задаваться дополнительные вопросы.

Вопросы, требующие развернутого и полного ответа. (3,5 балла)

  1. Перечислите основные критерии научности. 
  2. Что такое псевдонаука? Каковы характерные признаки и отличительные особенности псевдонауки? 
  3. Какие научные методы вы можете назвать? Поясните их. 
  4. Как происходит научное исследование? Опишите структуру научного исследования. 
  5. Какие два круга проблем изучает этика науки? 
  6. Какие проблемы изучает биоэтика? 
  7. Назовите отличительные особенности науки Античности (натурфилософии). 
  8. Опишите самые известные научные программы Античности. 
  9. Назовите отличительные особенности науки средневековья. 
  10. Назовите особенности классической науки. 
  11. На чем базировалась научная методология Г. Галилея? 
  12. Что такое свет с научной точки зрения? Как менялись представления о природе света с развитием науки? 
  13. Какие факторы привели к созданию неклассической физики? 
  14. Опишите характерные особенности современной науки. 
  15. Как развивались представления о пространстве и времени в науке? 
  16. Приведите постулаты СТО и опишите некоторые релятивистские эффекты. 
  17. В чем заключается системный подход в науке? 
  18. В чем состояла проблема необратимости в науке? Как эту проблему удалось решить? 
  19. Сформулируйте начала термодинамики. 
  20. При каких условиях возможна самоорганизация сложных систем из более простых систем? 
  21. Что такое «самоорганизация»? Приведите примеры. 
  22. Что такое «самоорганизация»? Как происходит процесс самоорганизации сложных систем?
  23. Что такое «квантовая гипотеза»? Как она позволила объяснить явление фотоэффекта?
  24. Дайте определение понятию «квантово-волновой дуализм». Как он проявляется на опыте, в экспериментах.
  25. Дайте определение понятиям «принцип неопределенности» и «принцип дополнительности».
  26. Опишите особенности строения атомов.
  27. Опишите явление радиоактивности. Дайте определения понятиям «радиоактивный синтез» и «радиоактивный распад».
  28. Опишите уровни организации микромира. Какие микрочастицы вы можете назвать. Какими особенностями они обладают.
  29. Опишите спектр электромагнитных волн.

Вопросы, требующие краткий ответ. (1 балл)

  1. Что такое «наука»? Какие функции науки вы можете назвать? 
  2. Что такое дифференциация и интеграция наук? 
  3. Приведите примеры дифференциации и интеграции в естественных, гуманитарных и общественных науках. 
  4. Чем отличаются естественные науки от гуманитарных? 
  5. Что такое «проблема двух культур»? В чем заключается необходимость сближения естественных и гуманитарных наук? 
  6. Что означает понятие «внеморальность науки»? 
  7. Что такое «биоэтика»? 
  8. Что такое «эвтаназия»? С какими этическими проблемами связано это явление? 
  9. Что такое «Бритва Оккама»? 
  10. Что такое «принцип верифицируемости» и «принцип фальсифицируемости» научного знания? 
  11. Что означает понятие «проблемность» как критерий научности?
  12.  В чем суть различия науки и религии? В каком случае между ними может возникать конфликт, а в каком – они способны сосуществовать вместе? 
  13. Каковы причины популярности псевдонауки и паранормальных явлений в обществе? 
  14. Какие псевдонаучные концепции и теории вы можете назвать? 
  15. Какие существуют способы выявления псевдонаучных заявлений? 
  16. Как происходит публикация результатов научных исследований? 
  17. Почему наука в современном понимании этого термина не сформировалась в культурах Древнего мира (Египет, Вавилон, Древний Китай)? 
  18. Какие причины не позволили учениям Античности стать наукой в современном понимании этого термина? 
  19. Какие причины не позволили средневековым научным знаниям стать наукой в современном понимании этого термина? 
  20. Сформулируйте законы Ньютона. 
  21. Что означает термин «Вселенная - гигантский заведенный часовой механизм»? 
  22. Что такое «физическая картина мира»? Приведите примеры. 
  23. Что такое «физическая картина мира»? Назовите особенности механистической картины мира. 
  24. Что такое «физическая картина мира»? Назовите особенности электромагнитной картины мира. 
  25. Что такое «физическая картина мира»? Назовите особенности квантово-полевой картины мира. 
  26. В чем заключается «принцип детерминизма»? 
  27. Что такое «принцип близкодействия» и «принцип дальнодействия»? 
  28. Что такое свет с современной научной точки зрения? 
  29. Что такое "субстанциональная" и "реляционная" концепции пространства и времени? 
  30. Назовите два постулата СТО. 
  31. Какой фундаментальный смысл несет формула E=mc2? 
  32. Что такое «положительная» и «отрицательная» обратная связи? 
  33. Что такое «редукционизм»? Что гласит принцип редукционизма, и насколько он применим в науке? 
  34. Какие свойства систем называются «эмерджентными»? Приведите примеры. 
  35. Что гласит принцип глобального эволюционизма? 
  36. Что называют «обратимыми» и «необратимыми» процессами (явлениями)? Приведите примеры. 
  37. Чем отличаются динамические законы от статистических законов? 
  38. Сформулируйте второе начало термодинамики. В чем состоит фундаментальный смысл этого закона? 
  39. Что характеризует понятие «энтропия»?
  40. Что понимают под термином «тепловая смерть Вселенной»? 
  41. Что изучает синергетика? 
  42. Что такое «эффект бабочки»? 
  43. Дайте определение понятиям «флуктуация» и «бифуркация».
  44. Как развивались представления о материи?
  45. Дайте определение явлению фотоэффекта.
  46. Дайте определение понятию «квантово-волновой дуализм».
  47. Какие виды радиоактивности существуют?
  48. Сформулируйте закон радиоактивного распада.
  49. Сформулируйте постулаты Бора.
  50. Дайте определение понятию «туннельный эффект».


Вопросы к коллоквиуму №2

по дисциплине «Современная естественнонаучная картина мира»

Тема «Структурные уровни организации материи во Вселенной. Глобальный эволюционизм.»

Билет по коллоквиуму формируется из двух вопросов с полным ответом и трех вопросов с кратким ответом. Сумма баллов за полный ответ составляет 10 баллов, что соответствует оценке «пять». При ответе на любой вопрос приветствуется подробный и полный ответ. За задолженности по предмету, пропуски занятий и прочие проступки могут задаваться дополнительные вопросы.

Вопросы, требующие развернутого и полного ответа. (3,5 балла)

  1. Назовите ключевые этапы развития астрономии. 
  2. Сформулируйте основные понятия теории Большого Взрыва. 
  3. Опишите эмпирические подтверждения теории Большого Взрыва. 
  4. Опишите процесс рождения и эволюции звезд. 
  5. Опишите структуру Солнечной системы. 
  6. Назовите и опишите отличительные особенности «живого» от «неживого». В чем состоит трудность в формулировке понятия «жизнь»? 
  7. Назовите и опишите основные концепции возникновения жизни на Земле. 
  8. Как на Земле зародилась жизнь с точки зрения науки? Какие необходимые условия должны были быть выполнены, чтобы это произошло? 
  9. Опишите суть и ключевые этапы теории биохимической эволюции. 
  10. Сформулируйте основные положения теории естественного отбора. Что такое «движущий», «стабилизирующий» и «дизруптивный» отбор? 
  11. Сформулируйте основные положения синтетической теории эволюции. Охарактеризуйте понятие «половой отбор». 
  12. Опишите структуру биосферы. Опишите ее границы, ее геологические свойства. 
  13. Назовите отличия и сходства человека и других живых существ. 
  14. Охарактеризуйте понятие «антропогенез». Какие дисциплины изучают человека и его происхождение? Каково место человека на эволюционном древе жизни? 
  15. Назовите основные этапы антропогенеза. 
  16. Опишите начальный этап развития человечества (каменный век). 
  17. Опишите взаимосвязь и взаимозависимость науки и техники. 
  18. Охарактеризуйте глобальные проблемы человечества. 
  19. Опишите понятие ноосферы и концепции устойчивого развития. 


Вопросы, требующие краткий ответ. (1 балл)

  1. Что такое «пульсар»? 
  2. Что такое «красное смещение»? 
  3. Что называется «реликтовым излучением»? 
  4. Какие единицы измерения используются для описания расстояний в космических масштабах? 
  5. Какие варианты будущего Вселенной возможны согласно теории Фридмана? 
  6. На какие делятся галактики во Вселенной? Опишите нашу галактику. 
  7. За счет каких физических процессов в звездах образуется огромное количество энергии? 
  8. Сформулируйте гипотезу «панспермии». В чем принципиальная слабость данной гипотезы? 
  9. Что такое «эффект Пастера»? 
  10. Назовите структурные уровни организации живой материи. 
  11. Дайте определение понятию "ген". Из чего состоят гены?
  12. Сформулируйте законы Менделя. 
  13. Что такое «генотип» и «фенотип»? Что такое «мутация»? 
  14. Поясните механизм "репликация ДНК".
  15. Поясните механизм "транскрипция ДНК".
  16. Поясните механизм "трансляция ДНК".
  17. Поясните понятия "эукариот" и "прокариот".
  18. Опишите метод радиоуглеродного анализа. Для чего он применяется и как. 
  19. Что такое «биогеоценоз»? 
  20. Назовите экологические факторы. Как они классифицируются? 
  21. Охарактеризуйте взаимосвязь биосферы с космосом. 
  22. Что означает понятие «объем кратковременной рабочей памяти» в отношении человеческого интеллекта? 
  23. Какие способы исследования генетических данных при изучении антропогенеза вы можете назвать? 
  24. Современное научное описание психики, эмоций человека немыслимо без привлечения концепции биологической эволюции. Что позволяет так считать? 
  25. Поясните термин «неолитическая революция» 
  26. В чем выражается положительная обратная связь в развитии науки и техники? 
  27. Дайте определение понятиям «сциентизм» и «антисциентизм». 
  28. Опишите суть двойного слепого метода статистических исследований. 
  29. Что такое «мем»? В чем заключается схожесть понятий «мем» и «ген»? 
  30. Что такое «ноосфера»?