Вопросы к коллоквиуму №1
по дисциплине «Современная естественнонаучная картина мира»
Тема «Научный метод и развитие естественнонаучных концепций»
Билет по коллоквиуму формируется из двух вопросов с полным ответом и трех вопросов с кратким ответом. Сумма баллов за полный ответ составляет 10 баллов, что соответствует оценке «пять». При ответе на любой вопрос приветствуется подробный и полный ответ. За задолженности по предмету, пропуски занятий и прочие проступки могут задаваться дополнительные вопросы.
Вопросы, требующие развернутого и полного ответа. (3,5 балла)
- Перечислите основные критерии научности.
- Что такое псевдонаука? Каковы характерные признаки и отличительные особенности псевдонауки?
- Какие научные методы вы можете назвать? Поясните их.
- Как происходит научное исследование? Опишите структуру научного исследования.
- Какие два круга проблем изучает этика науки?
- Какие проблемы изучает биоэтика?
- Назовите отличительные особенности науки Античности (натурфилософии).
- Опишите самые известные научные программы Античности.
- Назовите отличительные особенности науки средневековья.
- Назовите особенности классической науки.
- На чем базировалась научная методология Г. Галилея?
- Что такое свет с научной точки зрения? Как менялись представления о природе света с развитием науки?
- Какие факторы привели к созданию неклассической физики?
- Опишите характерные особенности современной науки.
- Как развивались представления о пространстве и времени в науке?
- Приведите постулаты СТО и опишите некоторые релятивистские эффекты.
- В чем заключается системный подход в науке?
- В чем состояла проблема необратимости в науке? Как эту проблему удалось решить?
- Сформулируйте начала термодинамики.
- При каких условиях возможна самоорганизация сложных систем из более простых систем?
- Что такое «самоорганизация»? Приведите примеры.
- Что такое «самоорганизация»? Как происходит процесс самоорганизации сложных систем?
- Что такое «квантовая гипотеза»? Как она позволила объяснить явление фотоэффекта?
- Дайте определение понятию «квантово-волновой дуализм». Как он проявляется на опыте, в экспериментах.
- Дайте определение понятиям «принцип неопределенности» и «принцип дополнительности».
- Опишите особенности строения атомов.
- Опишите явление радиоактивности. Дайте определения понятиям «радиоактивный синтез» и «радиоактивный распад».
- Опишите уровни организации микромира. Какие микрочастицы вы можете назвать. Какими особенностями они обладают.
- Опишите спектр электромагнитных волн.
Вопросы, требующие краткий ответ. (1 балл)
- Что такое «наука»? Какие функции науки вы можете назвать?
- Что такое дифференциация и интеграция наук?
- Приведите примеры дифференциации и интеграции в естественных, гуманитарных и общественных науках.
- Чем отличаются естественные науки от гуманитарных?
- Что такое «проблема двух культур»? В чем заключается необходимость сближения естественных и гуманитарных наук?
- Что означает понятие «внеморальность науки»?
- Что такое «биоэтика»?
- Что такое «эвтаназия»? С какими этическими проблемами связано это явление?
- Что такое «Бритва Оккама»?
- Что такое «принцип верифицируемости» и «принцип фальсифицируемости» научного знания?
- Что означает понятие «проблемность» как критерий научности?
- В чем суть различия науки и религии? В каком случае между ними может возникать конфликт, а в каком – они способны сосуществовать вместе?
- Каковы причины популярности псевдонауки и паранормальных явлений в обществе?
- Какие псевдонаучные концепции и теории вы можете назвать?
- Какие существуют способы выявления псевдонаучных заявлений?
- Как происходит публикация результатов научных исследований?
- Почему наука в современном понимании этого термина не сформировалась в культурах Древнего мира (Египет, Вавилон, Древний Китай)?
- Какие причины не позволили учениям Античности стать наукой в современном понимании этого термина?
- Какие причины не позволили средневековым научным знаниям стать наукой в современном понимании этого термина?
- Сформулируйте законы Ньютона.
- Что означает термин «Вселенная - гигантский заведенный часовой механизм»?
- Что такое «физическая картина мира»? Приведите примеры.
- Что такое «физическая картина мира»? Назовите особенности механистической картины мира.
- Что такое «физическая картина мира»? Назовите особенности электромагнитной картины мира.
- Что такое «физическая картина мира»? Назовите особенности квантово-полевой картины мира.
- В чем заключается «принцип детерминизма»?
- Что такое «принцип близкодействия» и «принцип дальнодействия»?
- Что такое свет с современной научной точки зрения?
- Что такое "субстанциональная" и "реляционная" концепции пространства и времени?
- Назовите два постулата СТО.
- Какой фундаментальный смысл несет формула E=mc2?
- Что такое «положительная» и «отрицательная» обратная связи?
- Что такое «редукционизм»? Что гласит принцип редукционизма, и насколько он применим в науке?
- Какие свойства систем называются «эмерджентными»? Приведите примеры.
- Что гласит принцип глобального эволюционизма?
- Что называют «обратимыми» и «необратимыми» процессами (явлениями)? Приведите примеры.
- Чем отличаются динамические законы от статистических законов?
- Сформулируйте второе начало термодинамики. В чем состоит фундаментальный смысл этого закона?
- Что характеризует понятие «энтропия»?
- Что понимают под термином «тепловая смерть Вселенной»?
- Что изучает синергетика?
- Что такое «эффект бабочки»?
- Дайте определение понятиям «флуктуация» и «бифуркация».
- Как развивались представления о материи?
- Дайте определение явлению фотоэффекта.
- Дайте определение понятию «квантово-волновой дуализм».
- Какие виды радиоактивности существуют?
- Сформулируйте закон радиоактивного распада.
- Сформулируйте постулаты Бора.
- Дайте определение понятию «туннельный эффект».
Вопросы к коллоквиуму №2
по дисциплине «Современная естественнонаучная картина мира»
Тема «Структурные уровни организации материи во Вселенной. Глобальный эволюционизм.»
Билет по коллоквиуму формируется из двух вопросов с полным ответом и трех вопросов с кратким ответом. Сумма баллов за полный ответ составляет 10 баллов, что соответствует оценке «пять». При ответе на любой вопрос приветствуется подробный и полный ответ. За задолженности по предмету, пропуски занятий и прочие проступки могут задаваться дополнительные вопросы.
Вопросы, требующие развернутого и полного ответа. (3,5 балла)
- Назовите ключевые этапы развития астрономии.
- Сформулируйте основные понятия теории Большого Взрыва.
- Опишите эмпирические подтверждения теории Большого Взрыва.
- Опишите процесс рождения и эволюции звезд.
- Опишите структуру Солнечной системы.
- Назовите и опишите отличительные особенности «живого» от «неживого». В чем состоит трудность в формулировке понятия «жизнь»?
- Назовите и опишите основные концепции возникновения жизни на Земле.
- Как на Земле зародилась жизнь с точки зрения науки? Какие необходимые условия должны были быть выполнены, чтобы это произошло?
- Опишите суть и ключевые этапы теории биохимической эволюции.
- Сформулируйте основные положения теории естественного отбора. Что такое «движущий», «стабилизирующий» и «дизруптивный» отбор?
- Сформулируйте основные положения синтетической теории эволюции. Охарактеризуйте понятие «половой отбор».
- Опишите структуру биосферы. Опишите ее границы, ее геологические свойства.
- Назовите отличия и сходства человека и других живых существ.
- Охарактеризуйте понятие «антропогенез». Какие дисциплины изучают человека и его происхождение? Каково место человека на эволюционном древе жизни?
- Назовите основные этапы антропогенеза.
- Опишите начальный этап развития человечества (каменный век).
- Опишите взаимосвязь и взаимозависимость науки и техники.
- Охарактеризуйте глобальные проблемы человечества.
- Опишите понятие ноосферы и концепции устойчивого развития.
Вопросы, требующие краткий ответ. (1 балл)
- Что такое «пульсар»?
- Что такое «красное смещение»?
- Что называется «реликтовым излучением»?
- Какие единицы измерения используются для описания расстояний в космических масштабах?
- Какие варианты будущего Вселенной возможны согласно теории Фридмана?
- На какие делятся галактики во Вселенной? Опишите нашу галактику.
- За счет каких физических процессов в звездах образуется огромное количество энергии?
- Сформулируйте гипотезу «панспермии». В чем принципиальная слабость данной гипотезы?
- Что такое «эффект Пастера»?
- Назовите структурные уровни организации живой материи.
- Дайте определение понятию "ген". Из чего состоят гены?
- Сформулируйте законы Менделя.
- Что такое «генотип» и «фенотип»? Что такое «мутация»?
- Поясните механизм "репликация ДНК".
- Поясните механизм "транскрипция ДНК".
- Поясните механизм "трансляция ДНК".
- Поясните понятия "эукариот" и "прокариот".
- Опишите метод радиоуглеродного анализа. Для чего он применяется и как.
- Что такое «биогеоценоз»?
- Назовите экологические факторы. Как они классифицируются?
- Охарактеризуйте взаимосвязь биосферы с космосом.
- Что означает понятие «объем кратковременной рабочей памяти» в отношении человеческого интеллекта?
- Какие способы исследования генетических данных при изучении антропогенеза вы можете назвать?
- Современное научное описание психики, эмоций человека немыслимо без привлечения концепции биологической эволюции. Что позволяет так считать?
- Поясните термин «неолитическая революция»
- В чем выражается положительная обратная связь в развитии науки и техники?
- Дайте определение понятиям «сциентизм» и «антисциентизм».
- Опишите суть двойного слепого метода статистических исследований.
- Что такое «мем»? В чем заключается схожесть понятий «мем» и «ген»?
- Что такое «ноосфера»?
|